Содержание
«Доктор мне ничего не объяснил!»
13.02.2020
Новый министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил 8 февраля 2020 года на заседании ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», что большая часть жалоб в здравоохранении связана с неумением врачей общаться с пациентами. В этом есть большая доля правды, которая подчёркивает один факт - врачи не какие-то небожители, с которых должен быть спрос на уровне «лазаревских» воскрешений, а обычные люди.
Разные крайности поведения врачей
Вот один доктор сидит, насупившись, глядя в бумаги, что-то рутинно записывая, и слова из него не вытянешь.
Другой без устали болтает, улетая в пространные, философские рассуждения о клинических процессах, рассказывая мельчайшие подробности пациенту, который их забудет через пять минут.
Есть третьи, которые могут отпустить совершенно неуместный критикующий комментарий по поводу образа жизни пациента. Вполне распространённый случай в акушерско-гинекологической практике, когда прооперированной молодой пациентке с внематочной беременностью врач может сказать фразу вроде «нечего было ноги раздвигать налево-направо», что, конечно же, совершенно недопустимо.
Сами врачи бывают разными. Кто-то общителен от природы и хорошо чувствует собеседника, а кто-то нет. Угрюмость, грубость, хамство, разговоры сквозь зубы - это всё характерно для общества в целом, а врачи - одно из его отражений в конкретной профессиональной плоскости.
А что же с самой профессией врача?
С одной стороны, врачи изучают тонкости общения с пациентом, проходя предмет «Этика и деонтология».
Но, к сожалению, зачастую эти курсы организованы лишь в виде формальных лекций с домашними заданиями, направленными в первую очередь на зубрёжку терминов.
Как ни крути, студент, покуда он студент, на любом этапе обучения не может понять всей глубины повседневных проблем врача, поскольку он не погружен в них в настоящий момент времени. Вот и получается, что когда молодой доктор приходит на своё первое место работы, ему приходится уже на практике постигать непростую науку общения с пациентами.
Приходит свежеиспеченный врач в стационар, а там на него сразу 25 пациентов. В каждого надо вникнуть. Разумеется, многие стараются сократить время коммуникации, чтобы кого-то ненароком не «убить», не ошибиться. Поликлиника - 40 пациентов в день. Какое тут общение? Спортивное состязание на скорость!
Врачебная профессия неотделима от личности того, кто её выбрал. Говорят, врачевание — образ жизни.
Но образом жизни для теперешнего российского врача стали систематические перегрузки, в которых нет места погружению в пациента, а есть место бесконечной отчётности и профессиональному выгоранию.
Патерналистская модель отношений врач - пациент
В настоящее время сложилась странная и, не побоюсь этого слова, пагубная модель взаимодействия врача и пациента. Модель, построенная на дискриминационной идее «абсолютной правоты пациента». Ведь пациент болен, и ему простительны даже хамство, бесцеремонность, оскорбления и клевета. А врач должен быть гибким — терпеть, обтекать, изворачиваться наизнанку.
Но следуя этой же логике, давайте зададимся вопросом, а много ли есть врачей без букета заболеваний, приобретенных на любимой работе? Ведь они через одного гипертоники, язвенники, диабетики, а «спинострадальцев» со скорой помощи вообще не счесть. При этом врачи ещё и толком на больничный уйти не могут — работать некому, да и... «неприлично».
Медики такие же люди из плоти и крови, но никто не предлагает врачебную грубость списывать на недомогание самого врача. В то время как болезненное состояние пациентов является «объективной» причиной их агрессивного поведения.
Да и сама инфраструктура здравоохранения не готова к полноценной коммуникации между врачом и пациентом!
Поэтому в условиях множества проблем российской медицины необходимо привести общество к пониманию того, что ни у кого не должно быть индульгенции на хамство. Ни у пациента, ни у врача!
Общение между врачом и пациентом - это не диалог робота в белом халате с набором органов. Это всегда две личности, которые должны общаться друг с другом с обоюдным и безоговорочным уважением.
Как можно исправить ситуацию?
- В первую очередь, необходимо избавить врача от рутины — установить жёсткую и незыблемую нагрузочную норму пациентов на специалиста.
- Провести системную реформу среднего медицинского персонала, кратно увеличив количество медсестёр.
- Делегировать сестринскому персоналу на условиях адекватной оплаты некоторые полномочия врача. Например, в нейрохирургических отделениях США медсёстры спокойно могут провести люмбальные пункции. А необоснованная и несоразмерная многозадачность убивает во враче клинициста.
- Также необходимо регулярно проводить курсы по обучению эффективной коммуникации с пациентами, включив мотивационный аспект для врача — например, те же баллы НМО, которые станут более объективным показателем компетенции специалиста и повысят к нему доверие.
- Уравновесить месседжи государственной пропаганды вседоступности медицинской помощи. То есть наряду с разъяснением пациентам их прав и сроков ожидания медпомощи запустить информационную кампанию по освещению механики принятия врачебных решений и маршрутизации пациентов.
Таким образом можно ликвидировать «отфутболивание по кабинетам» и минимизировать конфликты.
Александр
14:56 18.02.20
НМО губительная система! врачей не останется ни одного (с глубинки особенно)
Дарина Усова
07:19 30.11.21
Вот почему все всегда так наезжают на врачей? Это ведь по большей степени не они виноваты, что вам приходится долго ждать в очереди и так далее. Зачем обижать тех, которые сутками горбатятся ради вас же?? У меня подруга врач, очень ответственная и сильная девушка. Но тоже многое не знает, например, как набрать баллы нмо. Я уже ей сочувствую, видеть этот стресс, отражающийся на ее лице... Не очень приятненько, скажу я вам. Благо нашла я ей статью как набрать баллы нмо в Национальной академии современных технологий. Там все подробно объясняется.
Войти
Зарегистрироваться
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи!
Введите email, указанный при регистрации
Восстановление пароля